Карточный домик7 декабря 2015 г. состоялась очередная сессия Украинского городского совета, где был (несмотря на депутатское обращение, которым опротестовывалась легитимность результатов первой сессии) 16 голосами “За” принят кадровый состав исполнительного комитета. Перед сессией искусственно нагнетались якобы “народные” настроения недовольства: депутаты плохие, депутаты не работают, депутаты, вместо того, чтобы зацикливаться на кадровом составе исполкома и “ставить палки в колёса” мэру должны-бы просто приступить к рассмотрению бюджетов, ― на депутатов оказывалось всестороннее психологическое давление, шантаж сроками  принятия коммунального бюджета и т.д..

Мотивации депутатов, которые решили голосовать за “спущённый сверху” кадровый состав, согласившись с тем, что достигнутые ранее договорённости с мэром были им успешно проигнорированы (как и положения Регламента); согласившись с тем, что некоторые кандидатуры они видели впервые, а  предложенные ими кандидатуры вообще отвергнуты ― нам неизвестны.

Но хотелось бы развеять иллюзию (которая является прекрасной манипуляцией со стороны исполнительной власти), состоящую в том, что этот вопрос ― не принципиален и мешает сосредоточиться на “действительно эффективной” работе, что нужно уметь идти на компромиссы во имя “общего Блага”.

В Законе Украины “О местном самоуправлении”, во второй главе второго раздела перечислены полномочия исполнительных органов городских советов (перечисленных полномочий городских советов в первой главе, для сравнения, ― примерно в пять раза меньше). Чтобы озабоченные тем, что депутаты “не работают”, граждане лишний раз прочитали, почему так принципиален кадровый состав исполнительного комитета, приведём здесь содержание второй главы Закона.

Это содержание со всей очевидностью показывает, что те проекты и программы, которые предлагаются депутатам для рассмотрения на депутатских комиссиях (для подробного изучения которых у депутатов часто нет ни опыта, ни времени, чтобы организовать консультации с разными специалистами), разрабатываются именно кадровым составом исполнительной власти.

Поэтому, когда нам во всеуслышание заявляют, что депутаты, поставившие вопрос ребром о кадровом составе, “не работают”, ― мы знаем, что нам сейчас лгут, подтасовывая понятия, поскольку именно кадровый состав (его компетентность) преимущественно определяют эффективность программ развития, социальных, экологических и прочих программ.

Раздел 2. Организационно-правовая основа местного самоуправления.

Глава 2. Полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.   

Статья 27. Полномочия в сфере социально-экономического и культурного развития, планирования и учета.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

a) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

подготовка программ социально-экономического и культурного развития сел, поселков, городов, целевых программ по другим вопросам самоуправления, представление их на утверждение совета, организация их выполнения; представление совету отчетов о ходе и результатах выполнения этих программ;

обеспечение сбалансированного экономического и социального развития соответствующей территории, эффективного использования природных, трудовых и финансовых ресурсов;

обеспечение составления балансов финансовых, трудовых ресурсов, денежных доходов и расходов, необходимых для управления социально-экономическим и культурным развитием соответствующей территории, а также определение потребности в местных строительных материалах, топливе;

рассмотрение проектов планов предприятий и организаций, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, внесение в них замечаний и предложений, осуществление контроля за их выполнением;

предварительное рассмотрение планов использования природных ресурсов местного значения на соответствующей территории, предложений по размещению, специализации и развитию предприятий и организаций независимо от форм собственности, внесение в случае необходимости в соответствующие органы исполнительной власти предложений по этим вопросам;

представление в районные, областные советы необходимых показателей и внесение предложений в программы социально-экономического и культурного развития соответственно районов и областей, а также в планы предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, по вопросам, связанным с социально-экономическим и культурным развитием территории, удовлетворением потребностей населения;

привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности к участию в комплексном социально-экономическом развитии сел, поселков, городов, координация этой работы на соответствующей территории;

размещение на договорных началах заказов на производство продукции, выполнение работ (услуг), необходимых для территориальной громады, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

образование целевых фондов социальной помощи инвалидам, определение порядка и условий расходования средств этих фондов;

б) делегированные полномочия:

рассмотрение и согласование планов предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, осуществление которых может повлечь негативные социальные, демографические, экологические и другие последствия, подготовка к ним заключений и внесение предложений в соответствующие органы;

статистический учет граждан, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.

Статья 28. Полномочия в области бюджета, финансов и цен.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

составление проекта местного бюджета, представление его на утверждение соответствующего совета, обеспечение исполнения бюджета; ежеквартальное представление совету письменных отчетов о ходе и результатах исполнения бюджета; подготовка и представление, соответственно, в районные, областные советы необходимых финансовых показателей и предложений по составлению проектов районных и областных бюджетов;

установление в порядке и пределах, определенных законодательством, тарифов по оплате бытовых, коммунальных, транспортных и других услуг, предоставляемых предприятиями и организациями коммунальной собственности соответствующей территориальной громады; согласование в установленном порядке этих вопросов с предприятиями, учреждениями и организациями, не относящимися к коммунальной собственности;

установление по согласованному решению соответствующих советов порядка использования средств и другого имущества, находящихся в общей собственности территориальных громад;

осуществление в установленном порядке финансирования расходов из местного бюджета;

привлечение на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, расположенных на соответствующей территории, и средств населения, а также бюджетных средств на строительство, расширение, ремонт и содержание на паевых началах объектов социальной и производственной инфраструктуры и на мероприятия по охране окружающей природной среды;

объединение на договорных началах средств соответствующего местного бюджета и других местных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования коммунальных предприятий, учреждений и организаций, решение других вопросов, касающихся общих интересов территориальных громад;

б) делегированные полномочия:

осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением обязательств по платежам в местный бюджет на предприятиях и в организациях независимо от форм собственности;

осуществление в соответствии с законом контроля за соблюдением цен и тарифов;

содействие осуществлению инвестиционной деятельности на соответствующей территории.

Статья 29. Полномочия по управлению коммунальной собственностью.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

управление в пределах, определенных советом, имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;

установление порядка и осуществление контроля за использованием прибылей предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;

заслушивание отчетов о работе руководителей предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;

подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений о порядке и условиях отчуждения коммунального имущества, проектов местных программ приватизации и перечня объектов коммунальной собственности, не подлежащих приватизации; организация выполнения этих программ; подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений об определении сфер хозяйственной деятельности и перечня объектов, которые могут предоставляться в концессию, представление совету письменных отчетов о ходе и результатах отчуждения коммунального имущества;

б) делегированное полномочие:

согласование в установленном порядке кандидатур для назначения на должности руководителей предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории и находящихся в государственной собственности.

Статья 30. Полномочия в области жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

управление объектами жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, транспорта и связи, находящимися в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, обеспечение их надлежащего содержания и эффективной эксплуатации, необходимого уровня и качества услуг населению;

учет граждан, которые в соответствии с законодательством нуждаются в улучшении жилищных условий; распределение и предоставление, в соответствии с законодательством, жилья, относящегося к коммунальной собственности; решение вопросов об использовании нежилых помещений, зданий и сооружений, относящихся к коммунальной собственности;

содействие расширению жилищного строительства, предоставление гражданам, нуждающимся в жилье, помощи в строительстве жилья, в получении кредитов, в том числе льготных, и субсидий для строительства или приобретения жилья; предоставление помощи владельцам квартир (домов) в их обслуживании и ремонте; содействие созданию объединений совладельцев многоквартирных домов, регистрация таких объединений;

регистрация жилищно-строительных и гаражных кооперативов;

принятие решений об организации стоянок автомобильного транспорта, осуществление контроля за их деятельностью в соответствии с законом;

обеспечение социально-культурных учреждений, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, а также населения топливом, электроэнергией, газом и другими энергоносителями; решение вопросов водоснабжения, отвода и очистки сточных вод; осуществление контроля за качеством питьевой воды;

решение вопросов сбора, транспортировки, утилизации и обезвреживания бытовых отходов, обезвреживания и захоронения трупов животных;

организация благоустройства населенных пунктов, привлечение на договорных началах с этой целью средств, трудовых и материально-технических ресурсов предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также населения; осуществление контроля за состоянием благоустройства производственных территорий, организации озеленения, охраны зеленых насаждений и водоемов, создание мест для отдыха граждан;

организация местных рынков, ярмарок, содействие развитию всех форм торговли;

установление удобного для населения режима работы предприятий коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;

утверждение маршрутов и графиков движения местного пассажирского транспорта независимо от форм собственности, согласование этих вопросов относительно транзитного пассажирского транспорта в случаях, предусмотренных законодательством;

обеспечение содержания в надлежащем состоянии кладбищ, других мест захоронения и их охраны;

привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций, не относящихся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, к участию в обслуживании населения средствами транспорта и связи;

дача разрешения в порядке, установленном законодательством, на размещение рекламы;

б) делегированные полномочия:

осуществление мер по расширению и усовершенствованию сети предприятий жилищно-коммунального хозяйства, торговли, общественного питания, бытового обслуживания, развития транспорта и связи;

осуществление в соответствии с законодательством контроля за надлежащей эксплуатацией и организацией обслуживания населения предприятиями жилищно-коммунального хозяйства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания, транспорта, связи, за техническим состоянием, использованием и содержанием других объектов недвижимого имущества всех форм собственности, за надлежащими, безопасными и здоровыми условиями труда на этих предприятиях и объектах; принятие решений об отмене данного ими разрешения на эксплуатацию объектов в случае нарушения нормативно-правовых актов по охране труда, экологических, санитарных правил, других требований законодательства;

осуществление контроля за соблюдением законодательства о защите прав потребителей;

установление по согласованию с владельцами удобного для населения режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности;

учет, в соответствии с законом, жилищного фонда, осуществление контроля за его использованием;

предоставление в соответствии с законом гражданам, нуждающимся в социальной защите, бесплатного жилья или за доступную для них плату;

осуществление контроля за состоянием квартирного учета и соблюдением жилищного законодательства на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности;

выдача ордеров на заселение жилой площади в домах государственных и коммунальных организаций;

учет нежилых помещений на соответствующей территории независимо от форм собственности, внесение предложений их владельцам об использовании таких помещений для удовлетворения нужд территориальной громады;

учет и регистрация, в соответствии с законом, объектов недвижимого имущества независимо от форм собственности.

Статья 31. Полномочия в области строительства.

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

организация за счет собственных средств и на паевых началах строительства, реконструкции и ремонта объектов коммунального хозяйства и социально-культурного назначения, жилых домов, а также дорог местного значения;

выполнение или делегирование на конкурсной основе генеральной строительной организации (подрядной организации) функций заказчика на строительство, реконструкцию и ремонт жилья, других объектов социальной и производственной инфраструктуры коммунальной собственности;

рассмотрение и внесение в соответствующие органы исполнительной власти предложений к планам и программам строительства и реконструкции объектов на соответствующей территории;

привлечение на договорных началах предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности, к участию в развитии мощностей строительной индустрии и промышленности строительных материалов, в создании, развитии и реконструкции объектов инженерного обеспечения и транспортного обслуживания;

определение в установленном законодательством порядке в соответствии с решениями совета территории, выбор, изъятие (выкуп) и предоставление земли для градостроительных нужд, определенных градостроительной документацией;

подготовка и представление на утверждение совета соответствующих местных градостроительных программ, генеральных планов застройки населенных пунктов, другой градостроительной документации;

установление на соответствующей территории режима использования и застройки земель, на которых предусмотрена перспективная градостроительная деятельность;

координация на соответствующей территории деятельности субъектов градостроительства по комплексной застройке населенных пунктов;

дача в соответствии с законодательством разрешения на сооружение объектов градостроительства независимо от форм собственности;

6) делегированные полномочия:

принятие в эксплуатацию завершенных строительством объектов в порядке, установленном законодательством;

организация работы, связанной с созданием и ведением градостроительного кадастра населенных пунктов;

осуществление в установленном порядке государственного контроля за соблюдением законодательства, утвержденной градостроительной документации при планировании и застройке соответствующих территорий; приостановление в случаях, предусмотренных законом, строительства, которое проводится с нарушением градостроительной документации и проектов отдельных объектов, а также может причинить ущерб окружающей природной среде;

осуществление контроля за обеспечением надежности и безопасности зданий и сооружений независимо от форм собственности в районах, подверженных воздействию опасных природных и техногенных явлений и процессов;

организация охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры, архитектуры и градостроительства, дворцово-парковых, парковых и усадебных комплексов, природных заповедников;

разрешение в соответствии с законодательством споров по вопросам градостроительства.

2. К ведению исполнительных органов городских советов (за исключением городов районного значения), кроме полномочий, указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи, относится также выдача застройщикам архитектурно-планировочных заданий и технических условий на проектирование, строительство, реконструкцию зданий и сооружений, благоустройство территорий и дача разрешения на проведение этих работ.

Статья 32. Полномочия в сфере образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

управление учреждениями образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, оздоровительными заведениями, принадлежащими территориальным громадам или переданными им, молодежными подростковыми заведениями по месту жительства, организация их материально-технического и финансового обеспечения;

обеспечение получения несовершеннолетними полного общего среднего образования; создание необходимых условий для воспитания детей, молодежи, развития их способностей, трудового обучения, профессиональной ориентации, производительного труда учащихся; содействие деятельности дошкольных и внешкольных учебно-воспитательных заведений, детских, молодежных и научно-просветительских организаций;

создание при общеобразовательных учебных заведениях коммунальной собственности фонда общеобязательного обучения за счет средств местного бюджета, привлеченных с этой целью на договорных началах средств предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также средств населения, других источников;

контроль за использованием средств этого фонда по назначению;

обеспечение регулярной бесплатной подвозки к месту учебы и домой школьников;

решение вопросов о предоставлении профессиональным творческим работникам на льготных условиях в пользование помещений под мастерские, студии и лаборатории, необходимых для их творческой деятельности;

организация медицинского обслуживания и питания в учреждениях образования, культуры, физкультуры и спорта, оздоровительных заведениях, принадлежащих территориальным громадам или переданных им;

создание условий для развития культуры, содействие возрождению центров традиционного народного творчества, национально-культурных традиций населения, художественных промыслов и ремесел;

содействие работе творческих союзов, национально-культурных обществ, ассоциаций, других общественных и неприбыльных организаций, действующих в сфере здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, работы с молодежью;

создание условий для занятий физической культурой и спортом по месту жительства населения и в местах массового отдыха;

б) делегированные полномочия:

обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории, возможности обучения в школах на государственном и родном языках, изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях или через национально-культурные общества;

обеспечение в соответствии с законом развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети образовательных и лечебных заведений всех форм собственности, физической культуры и спорта, определение потребности и формирование заказов на кадры для этих заведений, заключение договоров на подготовку специалистов, организация работы по усовершенствованию квалификации кадров;

обеспечение в соответствии с законодательством льготных категорий населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;

организация учета детей дошкольного и школьного возрастов;

предоставление помощи выпускникам школ в трудоустройстве;

обеспечение школьников, обучающихся в государственных и коммунальных учебных заведениях, бесплатными учебниками, создание условий для самообразования;

организация работы по предупреждению беспризорности несовершеннолетних ;

решение в соответствии с законодательством вопросов о полном государственном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в школах-интернатах, детских домах, в том числе семейного типа, профессионально-технических заведениях образования и содержание за счет государства лиц, которые имеют недостатки в физическом или умственном развитии и не могут обучаться в массовых учебных заведениях, в специальных учебных заведениях, о предоставлении гражданам льгот на содержание детей в школах-интернатах, интернатах при школах, а также по оплате питания детей в школах (группах продленного дня);

решение вопросов о предоставлении несовершеннолетним, студентам, пенсионерам и инвалидам права на бесплатное и льготное пользование объектами культуры, физкультуры и спорта, а также определение порядка компенсации этим заведениям стоимости услуг, предоставленных бесплатно или на льготных условиях;

обеспечение охраны памятников истории и культуры, сохранение и использование культурного достояния;

регистрация в соответствии с законодательством уставов (положений) расположенных на соответствующей территории учреждений здравоохранения, учебно-воспитательных, культурно-образовательных, физкультурно-оздоровительных учреждений независимо от форм собственности;

внесение предложений в соответствующие органы о лицензировании индивидуальной предпринимательской деятельности в сфере здравоохранения.

Статья 33. Полномочия в сферерегулирования земельных отношений и охраны окружающей природной среды.

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по установлению ставки земельного налога, размеров платы за пользование природными ресурсами, изъятию (выкупу), а также предоставлению под застройку и для других нужд земель, находящихся в собственности территориальных громад; определение в установленном порядке размеров возмещений предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности за загрязнение окружающей среды и другой экологический ущерб; установление платежей за пользование коммунальными и санитарными сетями соответствующих населенных пунктов;

подготовка и представление на утверждение совета проектов местных программ охраны окружающей среды, участие в подготовке общегосударственных и региональных программ охраны окружающей среды;

подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по принятию решений об организации территорий и объектов природ-но-заповедного фонда местного значения и других территорий, подлежащих особой охране; внесение предложений в соответствующие государственные органы об объявлении природных и других объектов, имеющих экологическую, историческую, культурную или научную ценность, памятниками природы, истории или культуры, охраняемыми законом;

взимание платы за землю;

б) делегированные полномочия:

осуществление контроля за соблюдением земельного и природоохранного законодательства, использованием и охраной земель, природных ресурсов общегосударственного и местного значения, воспроизводством лесов;

регистрация субъектов права собственности на землю; регистрация права пользования землей и договоров на аренду земли; выдача документов, удостоверяющих право собственности и право пользования землей;

координация деятельности местных органов земельных ресурсов;

согласование вопросов о даче разрешения на специальное использование природных ресурсов общегосударственного значения;

разрешение земельных споров в порядке, установленном законом;

принятие необходимых мер по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций согласно закону, информирование о них населения, привлечение в установленном законом порядке к этим работам предприятий, учреждений и организаций, а также населения;

определение территории для складирования, хранения или размещения производственных, бытовых и иных отходов в соответствии с законодательством;

подготовка заключений о предоставлении или изъятии в установленном законом порядке земельных участков, проводимая органами исполнительной власти и органами местного самоуправления;

организация и осуществление землеустройства, согласование проектов землеустройства;

осуществление контроля за введением мер, предусмотренных документацией по землеустройству;

создание и обеспечение функционирования местных экологических автоматизированных информационно-аналитических систем, являющихся составляющей сети общегосударственной экологической автоматизированной информационно-аналитической системы обеспечения доступа к экологической информации.

2. К ведению исполнительных органов городских (за исключением городов районного значения) советов, кроме полномочий, указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи, относится координация на соответствующей территории деятельности специально уполномоченных государственных органов управления по охране природы.

Статья 34. Полномочия в сфере социальной защиты населения.

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

установление за счет собственных средств и благотворительных поступлений дополнительных к установленным законодательством гарантий по социальной защите населения;

решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, семьям погибших (умерших или признанных без вести пропавшими) военнослужащих, а также военнослужащих, уволенных в запас (кроме военнослужащих срочной службы) или отставку, инвалидам с детства, многодетным семьям в строительстве индивидуальных жилых домов, проведении капитального ремонта жилья, в приобретении строительных материалов; отвод указанным лицам в первоочередном порядке земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и огородничества;

организация для малообеспеченных граждан преклонного возраста, инвалидов домов-интернатов, бытового обслуживания, продажи товаров в специальных магазинах и отделах по социально доступным ценам, а также бесплатного питания;

решение вопросов о предоставлении за счет средств местных бюджетов ритуальных услуг в связи с погребением одиноких граждан, ветеранов войны и труда, а также других категорий малообеспеченных граждан; предоставление помощи на погребение граждан в иных случаях, предусмотренных законодательством;

б) делегированные полномочия:

подготовка и представление на утверждение совета целевых местных программ улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, территориальных программ занятости и мер по социальной защищенности разных групп населения от безработицы, организация их выполнения; участие в разработке целевых региональных программ улучшения состояния безопасности, условий труда и производственной среды, занятости населения, которые утверждаются, соответственно, районными, областными советами;

2) обеспечение осуществления предусмотренных законодательством мер по улучшению жилищных и материально-бытовых условий инвалидов, ветеранов войны и труда, граждан, реабилитированных как жертв политических репрессий, военнослужащих, а также военнослужащих, уволенных в запас или отставку, семей, потерявших кормильца, многодетных семей, граждан преклонного возраста, нуждающихся в обслуживании на дому, до устройства в дома инвалидов, и граждан преклонного возраста, нуждающихся в этом, детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;

3) решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении льгот и пособий, связанных с охраной материнства и детства;

решение в установленном законодательством порядке вопросов опеки и попечительства;

предоставление в соответствии с законодательством единовременного пособия гражданам, пострадавшим от стихийного бедствия;

решение в соответствии с законодательством вопросов о предоставлении компенсаций и льгот гражданам, пострадавшим в результате Чернобыльской катастрофы, в иных случаях, предусмотренных законодательством;

организация проведения оплачиваемых общественных работ для лиц, зарегистрированных как безработные, а также учащейся и студенческой молодежи в свободное от занятий время на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к коммунальной собственности, а также по договорам — на предприятиях, в учреждениях и организациях, относящихся к другим формам собственности;

осуществление контроля за охраной труда, обеспечением социальной защиты работников предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, в том числе занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, за качеством проведения аттестации рабочих мест по их соответствию нормативно-правовым актам об охране труда, за предоставлением работникам в соответствии с законодательством льгот и компенсаций за работу во вредных условиях;

участие в ведении коллективных переговоров и заключении территориальных тарифных соглашений, разрешении коллективных трудовых споров (конфликтов) относительно предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории; регистрация коллективных договоров и соглашений, осуществление контроля за их выполнением;

установление в соответствии с законодательством размеров и порядка выплаты ежемесячного пособия лицам, осуществляющим уход за одинокими гражданами, которые по заключению медицинских учреждений нуждаются в постоянном постороннем уходе;

осуществление контроля за предоставлением в соответствии с законом предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности сведений о наличии свободных рабочих мест (должностей);

организация информирования населения о потребности предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности в работниках;

бронирование в порядке, установленном законом, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности рабочих мест, предназначенных для трудоустройства лиц, которые в соответствии с законодательством нуждаются в социальной защите и не способны конкурировать на рынке труда, определение нормативов таких рабочих мест; принятие решений о создании на предприятиях, в учреждениях и организациях специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью, организация профессиональной подготовки этих лиц; согласование проведения ликвидации таких рабочих мест;

государственная регистрация местных благотворительных организаций и фондов, других неприбыльных организаций;

осуществление в соответствии с законодательством мероприятий социального патронажа в отношении лиц, которые отбывали наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок.

2. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых советов, кроме полномочий, указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи, относится также решение вопросов о предоставлении работникам образования, культуры, здравоохранения, другим категориям граждан, работающим в сельской местности, установленных законодательством льгот.

Статья 35. Полномочия в области внешнеэкономической деятельности.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

заключение и обеспечение выполнения в установленном законодательством порядке договоров с иностранными партнерами на приобретение и реализацию продукции, выполнение работ и предоставление услуг;

содействие внешнеэкономическим связям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на соответствующей территории, независимо от форм собственности;

содействие в создании на основе законодательства совместных с иностранными партнерами предприятий производственной и социальной инфраструктуры и других объектов; привлечение иностранных инвестиций для создания рабочих мест;

б) делегированные полномочия:

организация и контроль приграничной и прибрежной торговли;

создание условий для надлежащего функционирования таможенных органов, содействие их деятельности;

обеспечение на соответствующей территории в пределах предоставленных полномочий реализации международных обязательств Украины.

Статья 36. Полномочия в области оборонной работы.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся следующие делегированные полномочия:

1) содействие организации призыва граждан на срочную военную и альтернативную (невоенную) службу, а также их мобилизации, подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах Украины, организации учебных (проверочных) и специальных военных сборов; обеспечение доведения до предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также населения приказа военного комиссара об объявлении мобилизации;

2) бронирование рабочих мест для военнообязанных на предприятиях, в учреждениях и организациях в соответствии с законодательством;

3) организация и участие в осуществлении мероприятий, связанных с мобилизационной подготовкой и гражданской обороной, на соответствующей территории;

4) решение в соответствии с законодательством вопросов, связанных с предоставлением воинским частям, учреждениям, учебным заведениям Вооруженных Сил Украины служебных помещений и жилой площади, других объектов, коммунально-бытовых услуг; осуществление контроля за их использованием, предоставлением услуг;

5) содействие организации производства и поставкам в войска предприятиями и организациями, относящимися к коммунальной собственности, заказанной продукции, услуг, энергоресурсов;

6) осуществление мер по созданию надлежащих условий для функционирования пунктов пропуска через Государственную границу Украины;

7) содействие Государственной пограничной службе Украины в поддержании соответствующего режима на государственной границе;

8) осуществление мероприятий по военно-патриотическому

воспитанию населения.

Статья 37. Полномочия по решению вопросов административно-территориального устройства.

К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся следующие собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

1) подготовка и внесение на рассмотрение совета вопросов о наименовании (переименовании) улиц, переулков, проспектов, площадей, парков, скверов, мостов и других сооружений, расположенных на территории соответствующего населенного пункта;

2) подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по вопросам административно-территориального устройства в порядке и пределах полномочий, определенных законом.

Статья 38. Полномочия по обеспечению законности, правопорядка, охраны прав, свобод и законных интересов граждан.

1. К ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляющиеся) полномочия:

подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений о введении или сокращении должностей работников местной милиции, исходя из нормативов, утвержденных Министерством внутренних дел Украины, расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности местной милиции, обучение ее работников, создание для них необходимых жилищно-бытовых условий;

содействие деятельности органов суда, прокуратуры, юстиции, службы безопасности, внутренних дел и адвокатуры;

внесение представлений в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц, если они игнорируют законные требования и решения советов и их исполнительных органов, принятые в пределах их полномочий;

З-1) согласование проекта плана проведения потенциально опасных мероприятий в условиях присутствия гражданского населения с участием личного состава Вооруженных Сил Украины, иных воинских формирований и правоохранительных органов, с использованием вооружения и военной техники; взаимодействие с органами военного управления при планировании и проведении таких мероприятий с целью предупреждения и недопущения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в соответствии с законом;

обращение в суд о признании незаконными актов органов исполнительной власти, других органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, ограничивающих права территориальной громады, а также полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления;

подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений по созданию в соответствии с законодательством коммунальной аварийно-спасательной службы, которая содержится за счет средств местного бюджета, решение вопросов о численности работников такой службы, расходах на их содержание, в частности, по материально-техническому обеспечению их деятельности, создание для них необходимых жилищно-бытовых условий;

создание в установленном порядке коммунальных аварийно-спасательных служб;

создание резервного фонда для ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера;

разработка и осуществление мероприятий по материально-техническому обеспечению деятельности коммунальных аварийно-спасательных служб;

организация в установленном порядке обучения личного состава коммунальных аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных служб общественных организаций;

    централизованное временное хранение архивных документов, накопленных в процессе документирования служебных, трудовых или иных правоотношений юридических и физических лиц насоответствующей территории, и иных архивных документов, неотносящихся к Национальному архивному фонду;

    обеспечение требований законодательства о рассмотрении обращений граждан, осуществление контроля за состоянием этой работы на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности;

принятие в случае чрезвычайных ситуаций необходимых мер в соответствии с законом по обеспечению государственного и общественного порядка, жизнедеятельности предприятий, учреждений и организаций, спасению жизни людей, защите их здоровья, сохранению материальных ценностей;

решение в соответствии с законом вопросов о проведении собраний, митингов, манифестаций и демонстраций, спортивных, зрелищных и других массовых мероприятий; осуществление контроля за обеспечением при их проведении общественного порядка;

рассмотрение дел об административных правонарушениях, отнесенных законом к их ведению; образование административных комиссий и комиссий по вопросам борьбы с преступностью, направление их деятельности;

совершение нотариальных действий по вопросам, отнесенным законом к их ведению, регистрация актов гражданского состояния (за исключением исполнительных органов городских (кроме городов областного значения) советов);

осуществление в установленном порядке государственной регистрации предприятий и других субъектов предпринимательской деятельности, расположенных на соответствующей территории, а также положений об организациях арендаторов;

регистрация в установленном порядке местных объединений граждан, органов территориальной самоорганизации населения, создаваемых и действующих в соответствии с законодательством.

2. К ведению исполнительных органов городских (за исключением городов районного значения) советов, кроме полномочий, указанных в пункте «б» части первой настоящей статьи, относятся:

образование комиссий по делам несовершеннолетних и наблюдательной, направление их деятельности;

содействие органам внутренних дел в обеспечении соблюдения правил паспортной системы;

решение совместно с соответствующими органами Министерства внутренних дел Украины вопросов о создании надлежащих условий для службы и отдыха личному составу органов внутренних дел;

хранение документов Национального архивного фонда, имеющих местное значение, и управление архивным делом и деловод-ством на соответствующей территории;

3. К ведению исполнительных органов городских (городов, где образованы органы внутренних дел) советов относится подготовка и внесение совместно с соответствующими местными государственными администрациями на рассмотрение совета предложений, согласованных с соответствующими главными управлениями, управлениями Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе, по образованию, реорганизации или ликвидации местной милиции,численности ее работников согласно нормативам, утвержденным Министерством внутренних дел Украины, расходам на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности местной милиции, обучение ее работников, создание для них необходимых жилищно-бытовых условий.

Статья 39. Полномочия в отношении награждения государственными наградами.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов рассматривают ходатайства предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и вносят в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти представления о награждении государственными наградами.

Статья 40. Другие полномочия исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов.

Исполнительные органы сельских, поселковых, городских советов, кроме полномочий, предусмотренных настоящим Законом, осуществляют и другие предоставленные им законом полномочия.

Статья 41. Особенности полномочий районных в городах советов и их исполнительных органов.

1. Вопросы организации управления районами в городах относятся к компетенции городских советов.

2. Районные в городах советы (в случае их создания) и их исполнительные органы в соответствии с Конституцией и законами Украины осуществляют управление движимым и недвижимым имуществом и другими объектами, относящимися к коммунальной собственности территориальных громад районов в городах, формируют, утверждают, исполняют соответствующие бюджеты и контролируют их исполнение, образуют по согласованию с соответствующими главными управлениями, управлениями Министерства внутренних дел Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе местную милицию; согласовывают назначение на должности и освобождение от должностей руководителя местной милиции, начальников структурных подразделений и участковых инспекторов этой милиции; вносят в установленном порядке предложения по их поощрению или привлечению к ответственности; заслушивают отчеты начальников органов внутренних дел о состоянии борьбы с преступностью, а также руководителей местной милиции о состоянии общественной безопасности и охраны общественного порядка на соответствующей территории; поднимают перед соответствующими органами вопросы об освобождении от должностей этих руководителей в случае признания их деятельности неудовлетворительной; а также осуществляют другие полномочия, предусмотренные настоящим Законом, в объемах и пределах, определяемых городскими советами.

3. Объем и пределы полномочий районных в городах советов и их исполнительных органов определяются соответствующими городскими советами по согласованию с районными в городах советами с учетом общегородских интересов и коллективных потребностей территориальных громад районов в городах.

4. Определенный городскими советами объем полномочий районных в городе советов и их исполнительных органов не может изменяться городским советом без согласия соответствующего районного в городе совета в течение данного созыва.

5. Порядок формирования, структура, формы деятельности районных в городах советов и их органов определяются, в соответствии с настоящим и другими законами.